Мишустин поддержит угольщиков: «Мы должны помочь тем, кто переживает временные трудности»
Россия входит в тройку крупнейших экспортеров угля, отправляя его в Китай, Индию, Турцию и страны Юго-Восточной Азии. Но сегодня угольщики столкнулись с серьезными испытаниями: мировые цены на уголь рухнули почти на четверть за первые месяцы 2025 года, долги компаний растут, а санкции усложняют экспорт.
Правительство действует решительно и адресно. Вот ключевые меры, объявленные сегодня премьер-министром:
– Освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и страховых взносов до 1 декабря 2025 (с возможностью продления).
– Сибирским компаниям, отправляющим уголь на северо-запад и юг, компенсируют 12,8% тарифа на перевозки. Это спасательный круг для экспорта, который душат высокие транспортные расходы.
– Утверждены планы восстановления компаний: акционеры вкладывают средства, выплаты дивидендов и бонусов топ-менеджерам ограничивают, а долги реструктуризируют. Деньги идут на решение проблем, а не в карманы руководства.
Чтобы предотвратить подобные проблемы в будущем, правительство намерено модернизировать отрасль. Тихоокеанская железная дорога уже работает, строятся порты «Эльга» и «Лавна». Сквозная технология перевозок сократила время доставки угля от Кузбасса до южных портов почти вдвое. Современное оборудование повышает безопасность и эффективность добычи, а центры угледобычи на востоке страны укрепляют позиции России на азиатских рынках. Эти шаги снижают издержки и обещают сделать российский уголь конкурентоспособным, несмотря на глобальный спад.
«Мы надеемся стабилизировать ситуацию», — подчеркнул Мишустин. Он поручил министрам лично следить за выполнением решений. Например, гендиректор «Русского угля» уже отметил, что скидки на перевозки не должны уйти на рост стоимости перевалки в портах. Правительство это учло — контроль строгий. Системные меры, от субсидий до инфраструктуры, — это не разовая помощь, а стратегия, которая сохраняет уголь как стратегический актив страны.